Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста  через применение инновационных образовательных технологий.

«Пение как бы открывает человеку глаза
 на красоту родной земли, воздействуя
 на его чувства, сопровождая с раннего детства»…
                         В.
А. Сухомлинский

 «Ты поешь песню не для того, чтобы добраться до последней ноты.
Радость доставляет само пение. То же самое касается жизни.
Радость в том, чтобы жить»
Г. Вишневская

«Жизнь — прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить,
должен родиться художником, балериной и ученым. Творчество тоже можно творить.
Можно творить п
росто атмосферу вокруг себя…».
Д.С. Лихачев

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу повышения качества образования, организации деятельности по созданию условий для успешной и позитивной социализации и индивидуализации детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Детство – это период социализации ребенка, в процессе которого происходит приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям и миру культуры.

Педагогами-музыкантами накоплен значительный опыт работы по личностному развитию дошкольников в процессе обучения пению. Значительный вклад  в него внесли отечественные педагоги: Шацкая В.Н., Метлов Н.А., Михайлова Л.И., Аймазов Е.А., Войнова А.Д., Яворский Б.Л., Зинич — Слепова Р.Т., Орлова Н.Д., Волчанская Т.В., Бекина С.И. в исследованиях, которых представлены теоретические основы системы формирования певческих навыков; раскрыта методика работы с разными возрастными группами; отражено значение певческо-исполнительской деятельности в процессе  всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста.

Огородновым Д.Е., Струве Г.А., Емельяновым В.В, Тарасовой К.В. показано, что формирование певческих навыков и способностей рассматривается как наиболее сложный раздел в музыкальном воспитании дошкольников.

Современная система дошкольного образования характеризуется модернизационными изменениями в образовательном процессе дошкольной образовательной организации:

  • усложняется и обогащается содержание образования;
  • акцентуализацию, со стороны педагогических работников ДОО, приобретает развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников;
  • традиционные методы работы с детьми дошкольного возраста заменяются инновационными активными методы обучения и воспитания.

При обучении детей дошкольного возраста певческих способностей и развитию их творчества, музыкальному руководителю важно помнить о том, что у ребёнка дошкольного возраста голосовой аппарат хрупкий и нежный, постоянно растет и развивается, по мере развития самого ребенка. Поэтому задачей музыкального руководителя  является не только овладение методикой обучения пению, но и осуществление поиска приёмов вокальной техники, эффективно способствующие развитию голоса ребенка дошкольного возраста.

На важность раннего обучения пению указывал композитор и педагог Варламов А.Е., являющийся основоположником русской вокальной школы. По его мнению «если детей обучать с детства петь, соблюдая определённую осторожность, голос ребенка приобретает силу и гибкость, которые достаются с трудом взрослым». Подтверждают данное научное положение исследования Левидова И.И., Багадурова В. А., Аркина Е.А., Алмазова Е. И., Морозова В.П., которые отмечают, что развитие слуха и голоса нужно начинать с дошкольного возраста, чтобы воспитывать любовь к музыке постепенно, уберегать от крика и напряжения.

Исследуя природу развития слуха и голоса ребенка дошкольного возраста, кандидат педагогических наук, знаменитый советский педагог-музыкант, Метлов Н.А. разрабатывая авторскую методику, обозначил особенности голосового аппарата детей дошкольного возраста на основе  их физиологических возможностей, определил певческие умения и навыки детей, диапазон голоса для детей разного возраста, требования к песенному репертуару. Большое значение в концепции педагога отводится вокальной технике и деятельности, в которую включен ребенок: «Не только на музыкальных занятиях должна звучать песня, но и на прогулке, во время игр, песня должна входить в детскую жизнь. Этого можно достичь, если воспитатель умеет петь и любит песни».

Актуальность представленного педагогического опыта определяется тем, что процесс пения оказывает благотворное влияние на организм ребенка, способствует речевому развитию, развитию дыхания, укреплению голосового аппарата, а так же  активно развивает основные музыкальные способности дошкольников: эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Цель исследования: Развитие певческих способностей  детей старшего дошкольного возраста  через применение образовательных технологий.

Объект исследования – процесс развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования — развитие певческих способностей  детей старшего дошкольного возраста  через применение образовательных технологий

Гипотеза исследования: заключается в предположении, что процесс развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста  через применение образовательных технологий будет эффективным, при соблюдении следующих педагогических условий:

  • проектирования предметно-развивающей среды в ДОО, создающая условия для проявления самостоятельности и свободной инициативы у детей дошкольного возраста, потребности к самовыражению, строящегося на доверии, уважении к процессу и результату деятельности ребенка дошкольного возраста;
  • создание ситуации успеха;
  • использования разнообразных образовательных инновационных современных технологий;
  • организации взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса (педагоги, дети, родители) на принципах партнерства, сотрудничества и личностно-ориентированной модели образования;

Задачи:

  1. Стимулировать творческую активность дошкольников;
  2. Побуждать к стремлению овладевать необходимым минимумом вокально-хоровых навыков;
  3. Развивать музыкально-образное и ассоциативное мышление.
  4. Формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению;
  5. Содействовать исполнению песен самостоятельно и при помощи педагога, в сопровождении и без сопровождения инструмента, в процессе обучения и в разнообразной деятельности в режиме дня.
  6. Развивать слух, приучать слышать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, во время пения слышать себя, находить и исправлять ошибки.
  7. Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон. Помогать проявления творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детски музыкальных инструментах.

Теоретико-методологической основой представленного опыта   работы выступают:

  • психолого-педагогических взгляды на проблему развития творческих способностей Фребеля Ф., Пономарёва Я.А., Страхова И.В., Данилова М.А., Игнатьева Е.И., Комаровой Т.С., Пидкасистого П.И., Флериной Е.А..
  • концептуальные положения Ветлугиной Н.А., Вороновой В.Я., Казаковой И.Л., Кенеман А.В., Левина В.А., Павленко Г.В., Радыновой О.П., Семёновой Т.А., Ушаковой О.С. и др. о особенностях развития детского творчества в разных видах деятельности: музыкальной, двигательной, игровой, литературной, театральной, изобразительной и пр. 

Методы и приемы:

  • теоретические: обзорный анализ, сравнительный анализ, конкретизация, систематизация, изучение педагогического опыта.
  • эмпирические: наблюдение, анкетирование (родителей и педагогов).
  • математические: метод статистической обработки данных.

Работа по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста  через применение образовательных технологий строиться на  основных  принципах:

  1. Целенаправленности, систематичности, плановости;
  2. Индивидуально-дифференцированного подхода к работе с детьми;
  3. Доброжелательности и открытости.

Основу опыта составляют: программы и технологии Тарасовой К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г., Радыновой О.П., Бурениной А.И., Чистяковой М.И., Струве Г.А., Емельянова В.В., Бройса Р., Цуцуми Йосиро, Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г.

В рамках представленного опыта используются современные образовательные технологии:

  1. Технология моделирования, открывающая возможности для развития у дошкольников  мнемических процессов в процессе разучивания песни:
  • использование для распевания схем-упражнений направленные на развитие логического мышления; 
  • использование пособий: «Ритмическое лото», «Музыкальная цепочка», «Нарисуй музыку»;
  • схемы интонационно-фонетических упражнений (автор Битус С.В.);
  • модели знакомых песен и певческих упражнений «Звуки пошли гулять», «Прятки» (по Емелянову В.В.);
  • модель речевой игры «Жук ленивый» (Боровик Т.),
  • схемы – модели для импровизации со звуком (Тютюнниковой Т.Э.).

В содержание музыкального материала активно включаются элементы логоритмики, (пальчиковые и речевые игры с вокальным сопровождением, игры с палочками, фонопедические упражнения по методу Емельянова В.В., проговаривание скороговорок, считалок и т.д.)

Особенность представленного опыта  заключается в том, что игровой подход  и игровые технологии пронизывают всю музыкально-творческую деятельность ребенка дошкольного возраста. 

Элемент новизны — это спроектированное игровое пространство рассматриваемое нами как одно из приоритетных условий развития певческих навыков и способностей в процессе музыкальной деятельности. Музыкальная среда групп, помимо традиционных музыкальных инструментов (ложки, бубны, барабаны и др.),  обогащена самоделками по Орфу К.; дидактическими играми «Птички на проводах», «Поющие часы», «Согласные звуки», рекомендованные в пособии Картушиной М.; СД-диски, на которых записан музыкальный материал (песни, танцы, музыкальные игры), что способствует  активной самостоятельной музыкальной  деятельности детей старшего дошкольного возраста, помогает им самостоятельно организовать сюжетно – ролевые игры «Музыкальный магазин», «Музыкальное занятие», «Праздничный концерт», «Песня в подарок на день рождения», «Новая волна», «Голос» и т. д.

В различных видах музыкальной деятельности дошкольников активно применяются игровые ситуации и упражнения, пальчиковые гимнастики, речевые зарядки во всех.

Критерием музыкального развития ребенка дошкольного возраста является музыкальная восприимчивость, красивое, выразительное пение, потребность в нем, а  не число разученных песен. 

Практическая значимость опыта определяется повышением качества певческой культуры детей старшего дошкольного возраста, приобщением их к музыке, пенному и музыкальному творчеству.

Предполагаемый результат:

  • самостоятельно использует различные средства музыкальной выразительности (мимика, движения) в процессе исполнения песен и разнообразной деятельности.
  • развита музыкально-художественная деятельность;
  • приобщение к музыкальному искусству;
  • развито воображение и творческая активность;
  • проявляет интерес к песням и песенному творчеству;
  • созданы благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Таким образом, систематичность в процессе музыкальной певческой деятельности,  разнообразие  и варьирование методических приемов, технологий обучения и воспитания, планомерное решение образовательных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное применение  знакомого материала, с его постепенным усложнением, личностно-ориентированный  подход к  каждому ребенку – выступает условием получения эффективности работы в  развитии певческих  способностей детей старшего дошкольного возраста  через применение образовательных технологий.

Педнаходка (открыть  документ Pdf)